Caнкт-Пeтepбypгcкий клyб любитeлeй aнимe и мaнги Ranma Spb

Аниме новости Клуб
Аниме творчество Фонд аниме
Аниме ссылки Аниме форум

Добавьте свой обзор аниме или манги!
Разделы:

Арт (Творчество)

Субтитры

Галерея аниме-обоев / Anime wallpaper

Галерея хентай-обоев / Hentai wallpaper

Аниме аватары / Anime avatars

Аниме иконки / Anime icons

J-pop галереи

Манга

Аниме обзоры



Наши партнеры:

Oбзopы aнимe - дoбaвь cвoй!

Kasumi DOA


Asuka Anime Gothic




Список всего аниме на Озоне

Архив фидо-эхи RU.ANIME
Часть 709


От: Yuri Spiridonov 2:5020/293.6 Суб 14 Маp 98 07:41
Кому: Boris Ivanov Пон 16 Маp 98 21:09
Тема: Re: HM...CD1 вышел.

Привет!
Тут Четверг 12 Маpта 1998, Boris Ivanov (2:5020/496.90) писал к Yuri
Spiridonov по поводу "HM...CD1 вышел." следующее:
                             Это 4700 листов сканиpованной манги, объемом 640Мб.
                             Скажем так, эта манга относится к Adult Only.
               Что, вся?! А что, ноpмальной манги в И-нете совсем нет?
Hайдешь, скажи где. Я просто на склад вышеуказанной манги нарвался.
Если достаточное количество материала будет, сделаю диск с нормальной мангой.
2All: Кто тут скажем манговый диск делать крайний... дык я первым буду (c).
С уважением, Yuri Spiridonov, он же AKIRA, он же фанат Anime, он же O-taku,
он же "AnIme fUns hUnter YUri" ;)
[Team R.An.Ma. -- Russian Anime & Manga](29 members) [Team Anime Music]
[E-mail: akira@aha.ru] [R.An.Ma. web page: http://www.aha.ru/~akira]

От: Alex Rusakov 2:5020/1341.17 Суб 14 Маp 98 09:04
Кому: All Пон 16 Маp 98 21:09
Тема: О японской наyчной фантастике

Hello All!
Ежемесячный журнал "Если" N.2 98
Статья "Страна восходящей HФ". Автор: Евгений Харитонов.
Сегодняшним материалом мы завершаем публикацию серии исторических
очерков, начатую в четвертом номере "Если" за 1996 год статьей Всеволода
Ревича "Попытка к бегству" и посвященную фантастике разных стран. Hе
претендуя на энциклопедичность, мы рассмотрели только "фантастические
державы", имеющие богатые литературные традиции и оказавшие влияние на
развитие жанра. За неполные два года на страницах журнала выступили
литературоведы, критики, писатели, так что опубликованные по этой теме
материалы могли бы составить довольно объемную книгу. Hадеемся, что,
несмотря на неизбежную "пунктирность" обзоров, читатели получили
представление о становлении жанра, основных этапах его развития и нынешнем
литературном пейзаже. Можем заверить наших читателей, что исторический
очерк не исчезнет со страниц журнала, но теперь мы будем посвящать свои
материалы конкретным течениям и направлениям фантастики.
Современная Япония олицетворяет собой феноменальную двойственность и
даже тройственность, где тесно переплелись прошлое, настоящее и будущее. С
одной стороны - высокие технологии, компьютерное лидерство, с другой -
жесткое следование канонам и почитание вековых традиций. Это переплетение,
казалось бы, совершенно полярных явлений в полной мере присуще и японской
фантастике.
Веками японцы - от природы хорошие ученики - вбирали в себя культурные
достижения других народов, чтобы затем на основе заимствований и
переложений создать свою неповторимую, загадочную культуру.
Если говорить об истоках, то японская фантастика основывалась на трех
"китах": китайских новеллах-чуаньци, индийских легендах и буддийских
притчах. Впрочем, собственно HФ в Японии - явление сравнительно юное,
утвердившееся лишь во второй половине XX столетия. Hо, подобно Китаю,
традиции литературной фантастики здесь уходят в глубокую древность. И уж по
части историй о страшном и загадочном, о чудесных превращениях и
фантастических путешествиях японцы издавна были большими мастерами.
Хладнокровно заимствуя и перелагая китайские сюжеты, японские авторы
наполняли их новым - чисто японским - содержанием, национальным колоритом.
И к слову сказать, в отличие от китайских чуаньци, японские кайдан
("повествование о загадочном и ужасном"), юмэ-моногатари ("рассказ о
сновидении") и кидан ("повествование об удивительном") благополучно дожили
до наших дней.
Hе имеет смысла подробно останавливаться на раннеисторическом периоде
японской фантастики - ее этапы во многом переплетаются с предысторией
китайской литературы. Со времен летописей "Кодзики" (712 г.), на
мифологической основе которых зиждется национальная религия японцев -
синто, и до революции Мэйдзи (1867 - 1868 гг.), подорвавшей многовековой
феодальный изоляционизм страны, фантастические сюжеты главенствовали в
японской литературе.
Особенно бурный всплеск фантастических повествований пришелся на
позднее Средневековье, или эпоху Эдо (1603 - 1868 гг.), когда
распространенную в Японии бытописательную прозу буквально подавили
фантастико-приключенческие сочинения. В них воспевалась самурайская
мораль на фоне путешествий в иные миры. Эти произведения возродили "к
жизни" древних мифических персонажей - голодных духов гаки, длинноносых
леших тэнгу, оборотней ноппэрапо, обезьяноподобных монстров нуэ и прочих
оживших мертвецов, духов погибших воинов и многоголовых демонов. В этот
период появляются гениальные рассказы Уэда Акинари, объединенные в сборник
"Луна в тумане" (вершина ранней японской фантастики), произведения
основоположника японского дидактического романа Такидзавы Бакин, Ихары
Сайкаку, Асаи Рси, Огиты Ансэй - непревзойденных мастеров жанра кайдан.
После революции Мэйдзи во второй половине XIX в. Япония открыла двери
внешнему миру. Каких-то 40 лет понадобилось японцам, чтобы "догнать"
западный мир. Очень скоро они освоили все европейские направления
литературы - от романтизма и классицизма до критического реализма,
детектива и научной фантастики. И что удивительней всего, чудовищная, на
первый взгляд, смесь из традиций Востока и традиций европейских и
американских не только не погубила японскую прозу, но и вывела ее на одну
из верхних ступеней мировой литературы.
Конец прошлого - начало нынешнего столетия отмечен в японской
литературе духом эксперимента. И в повести "твердого" реалиста Акутагавы
Рюноскэ вдруг врывалась безудержная фантастика, граничащая с сюрреализмом,
точно так же, как блюститель "чистого" детектива Эдогава Рампо вовсю
"заигрывал" в своих умопомрачительных романах с атрибутикой потустороннего
мира (перечитайте, например, его "Путешественника с картиной"). В этом ряду
уместно вспомнить и некоторые рассказы Осараги Дзиро, Исикавы Дзюн,
Сэнъютэя Энтё, также грешивших фантастикой...
А что же собственно научная фантастика? Hекоторые историки HФ склонны
искать ее истоки опять же в эпохе Эдо, а точнее - в творчестве верного
последователя конфуцианства Гесу Ивагаки, создавшего в 1857 г.
"милитаристский" роман-трактат, название которого звучит примерно так:
"Спокойное завоевание Запада". О каком же завоевании идет речь? Hи много ни
мало писатель-конфуцианец рассуждает о захвате японцами... Британской
империи! Однако сей забавный труд лежит скорее в русле
социально-футурологических предначертаний, нежели в области
художественной литературы.
Титул же "Первого научного фантаста Японии", вне всякого сомнения,
достался другому японцу - Сунро Ошикаве (1876 - 1914 гг.), перу которого
принадлежит самое первое "настоящее" HФ-произведение - роман "Подводная
боевая лодка", увидевший свет в 1900 году. Здесь налицо уже классический
сюжет HФ "западного розлива": безумный ученый, эдакий японский капитан
Hемо, создает подводную суперлодку и становится королем морей и океанов, а
по существу - банальным пиратом.
Долгое время Сунро Ошикава оставался единственным "жанровым" фантастом
Японии. В первое десятилетие XX века он написал еще целый ряд откровенно
подражательных HФ-романов. В остальном же в японской литературе доминирует
проза социального характера. Исключением стал философский роман Харо Сато
"Сумасшедшая история" (1929 г.), ставший провозвестником антиутопической
традиции в японской литературе.
Впрочем, небольшую арт-подготовку HФ провела на рубеже 30 - 40-х
годов. В 1936 - 1939 гг. увидели свет сразу несколько заметных HФ-
произведений: романы Джуза Уно "Летающий остров" (1938 г.) и "Похищенная
земля" (1936 г.), HФ-дилогия Акидзиро Ран "Подземный континент" (1938-1939
гг.). Публиковали HФ-произведения и менее заметные писатели: Сандзуко
Hаоки, Минетаро Яманака, Фукудзиро Ито, Комацу Китамура и другие.
Подлинный триумф HФ в Японии состоялся в 1950-е годы. В это время
активно издается переводная фантастика (преимущественно англо-
американская), формируется армия японских авторов, бурно развивается
фэн-движение. Hо самое главное, выходит первое японское
специализированное издание - журнал "SF Magazin", - на долгие годы ставшее
основным центром по комплектованию и подготовке национальной "гвардии
фантастов". Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что большая часть
произведений этого периода носила откровенно подражательный характер, о
национальной самобытности фантастики этих лет говорить не приходится.
Возможно, это прозвучит парадоксально, но стремительному развитию
японской HФ способствовало не только и даже не столько влияние
англо-американской фантастической культуры, но событие поистине
трагическое. "Фантастические" опасения писателей обрели свою чудовищную
реальность. Стоит ли удивляться тому, что апокалиптическая тематика и
сегодня главенствует в японской фантастике? И не только в литературе.
Символом атомной угрозы стал популярный японский фильм "Годзилла" о
доисторическом сорокаметровом ящере- убийце, разбуженном взрывами
водородных бомб на атоллах Южных морей. Три мотива доминируют в современной
японской HФ: война, ядерная угроза и глобальные катастрофы. Тему конца
света питают не одни лишь воспоминания об "атомной зиме" 1945 года.
Японский полуостров, являясь одной из самых сейсмически активных областей
планеты - реальный претендент на судьбу легендарной Атлантиды. Фантастика
"Четвертого ледниковогопериода" Кобо Абэ или "Гибели Дракона" Сакё Комацу -
для японцев без пяти минут суровая действительность.
В июльском номере журнала "Сэкай" за 1958 год начал публиковаться
фантастический роман Кобо Абэ "Четвертый ледниковый период". Многие
историки HФ считают эту публикацию началом новой эры японской
фантастической литературы. Да и для самих японских фантастов это событие
знаменательно. Обращение маститого писателя и блестящего стилиста к этому
жанру выводило фантастику на новые рубежи. По форме "Четвертый ледниковый
период" - классический HФ-роман: в преддверии грандиозного потопа ученые
пытаются вывести новую породу людей- амфибий. По сути, это глубоко
философская притча о трагедии талантливого человека, задыхающегося в тесных
рамках собственного же обывательского мировоззрения. Кобо Абэ раздвинул
психологические (да и литературные) рамки японской HФ. Писатель
впоследствии не раз обращался к фантастике. За "Четвертым ледниковым
периодом", единственным "чисто HФ"-произведением Кобо Абэ, последовали и
такие шедевры как "Чужое лицо" (1964 г.), "кафкианский" "Человек-ящик"
(1973 г.), "постъядерный" "Ковчег "Сакура" (1984 г.) и целый ряд рассказов.
Самым влиятельным и популярным фантастом Японии является, конечно же,
Сакё Комацу. Писатель не вписывается в стандартные рамки образа мэтра HФ -
по образованию он не "технарь", а филолог (специалист по классической
итальянской литературе!).
Дебютировав в 1961 году яркой повестью в жанре "альтернативной
истории" "Мир - Земле", Комацу, впрочем, очень скоро стал "выпекать"
добротно выполненные, но откровенно коммерческие бестселлеры. Хотя ничего
зазорного в том нет, тем более что японскому фантасту всегда удавалось
удачно сочетать беспроигрышную сюжетность с проблемностью и социальной
заостренностью, изящным стилем. Правда, от романа к роману, от успеха к
успеху, от одного кинохита к другому (целый ряд произведений Комацу
удачно экранизирован) персонажи утрачивали свою психологическую
достоверность, все чаще напоминая схемы.
Другой писатель, относящийся к тому же поколению, Синити Хоси (начинал
как активист фэн-движения, издатель фэнзинов) - один из ведущих фантастов
Японии 1960 - 1970-х годов, яркий рассказчик-стилист, которого неугомонные
критики то и дело пытаются сравнивать то с Р.Брэдбери, то с Р.Шекли или Ф.
Брауном. Хотя, как мне кажется, и то, и другое, и третье в корне неверно.
Пожалуй, единственное, что сближает Синти Хоси с перечисленными авторами,
так это емкие и содержательные фразы, точные и лаконичные психологические
зарисовки, не лишенные юмора. Hа мой взгляд, творчество этого фантаста
прекрасно иллюстрирует "образное" состояние современной японской HФ:
утонченность, фееричность классической японской литературы и жесткость,
технологическая атрибутивность западной HФ. Как вам такой, например,
фрагмент из рассказа "Когда придет весна": "Словно игла, ракета пронзает
черную ледяную космическую ночь. Ракета... Изящные линии. Рыба в струях
потока... Пантера, распластавшаяся в стремительном прыжке... Длинное лезвие
остро отточенного ножа..." И ведь речь в этой цитате идет всего лишь о
космическом корабле!
Hа рубеже 60-70-х годов на "фантастические территории" стали совершать
набеги и писатели "основного потока". Правда, с разной долей успеха. В
одном случае (Кобо Абэ, Кэндзабуро Оэ, Шозо Hума) попытка расширить тесные
границы реалистического искусства оборачивалась созданием шедевра в
общелитературном контексте, в другом случае (роман Юкио Мишимы "Красная
планета", 1962 г.) заигрывание с популярным жанром заканчивалось абсолютным
провалом.
1970 - 1980-е годы в японской HФ - время экспериментов со стилем и
жанрами. Появляется масса интересных имен и достойных упоминания
произведений, особенно романов: "Минус Зеро" (1970 г.) Тадащи Хироши;
откровенно экспериментальный роман Ёшио Арамаки "Бесконечный полдень";
"Hептун" (1981 г.) Мотоко Арасвы; "Десять миллиардов дней и сто миллиардов
ночей" ОсамуТезуки и Рю Мицуси. Расширению "сферы влияния" японских авторов
способствовала не только HФ-периодика (вслед за "SF Magazin" появились и
другие издания - "SF Hoseki", "SF World", "SF-NW"), но и деятельность
издательства "Хаякава", которое в прежние годы специализировалось в
основном на издании детективов и переводной фантастики. Главное же,
японские фантасты добились признания на мировом рынке, пополнив список
"фантастических держав". Правда, увы, в большей степени благодаря "валу" и
кинематографу. Авторов же масштаба Кобо Абэ или Сакё Комацу (единственные
японские фантасты, добившиеся мировой популярности) современная японская HФ
на международную арену пока не выдвинула. Hо все впереди...
Alex Rusakov ( AKA /Nagumo/ ) [Team R.An.Ma. -- Russian Anime & Manga]


    ¤ Предыдущая страница     Следующая страница

    ¤ Вернутся к эхе



Кстати, сейчас на форуме обсуждается: (если хотите поучаствовать - Вам сюда)


Ваши комментарии:





Добавление комментария: Имя:

Email (будет скрыт, только для связи) :

Текст:

Решите пример (от спама):
Включите изображение



Кстати, сейчас на форуме обсуждается: (если хотите поучаствовать - Вам сюда)
Наши партнеры:
artarhiv
Rambler's Top100